Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
В 2023 году наша школа вошла в проект апробации внедрения Целевой модели наставничества в Тверской области в форме «педагог-педагог». Наставником стала учитель начальных классов Снеткова А.С., а наставляемым – молодой педагог начальных классов Мигунова А.Д. В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является успешное закрепление молодого педагога на рабочем месте, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
В Тверском институте усовершенствования учителей Мигунова А.Д. прошла ознакомительные курсы для молодых специалистов и входную диагностику. По её результатам совместно со Снетковой А.С. была составлена карта индивидуального образовательного маршрута педагога. Выявлены профессиональные дефициты и составлен план мероприятий по их устранению. Затем была проведена диагностика предметных и методических компетенций молодого педагога, являющегося наставляемым в рамках апробации внедрения Целевой модели наставничества в Тверской области. Результат диагностики показал хорошую динамику в оценке предметных и методических компетенций учителя начальных классов.
В целях повышения уровня предметных и методических компетенций наставничество над молодым педагогом будет продлено сроком на 1 год.
Поэтому главная цель работы в качестве наставника – оказать помощь молодому учителю адаптироваться в новых условиях педагогической деятельности, дать возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности.
Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами будут:
- проведение уроков для молодого педагога;
- организация индивидуальных консультаций;
- знакомство с опытом других учителей, с молодым педагогом совместное посещение их уроков с последующим анализом урока;
- подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
- посещение уроков молодого педагога, анализ урока по карте с точки зрения системно-деятельностного, компетентностного или дифференцированного подходов;
- ознакомление с новинками методической литературы;
- консультации по проведению родительских собраний, классных часов, подготовке материалов к конкурсам разного уровня.
В школе осознается необходимость работы по созданию условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей и совершенствование наставничества.
Итак, сущность наставничества заключается в процессе обучения на рабочем месте. В школе выработана стратегия адресного подхода к молодым учителям, которая учитывает их личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, склонности и интересы. В каждом конкретном случае это индивидуальный план сопровождения.
У наставничества множество положительных черт: в его рамках можно использовать комплекс методов и технологий работы с молодыми учителями, в процессе наставничества происходит передача и освоение не только явного (формального), но и неявного (неформального) знания, наставничество - относительно недорогая форма работы с молодыми специалистами.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые учителя и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника. Для школы это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. |