«Нужно развивать движение наставничества.
Знание – важнейшее конкурентное преимущество
и ключ к прорыву в качестве жизни»
Владимир Путин,
Президент РФ
Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне (нацпроект «Образование»). Работа с молодыми специалистами в нашей школе является одной из важных составляющих методической работы.
Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к профессиональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств. Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему.
В 2023 г. в МОУ «ЛСОШ № 2» г. Лихославля пришел молодой педагог на должность учителя начальных классов – Иванова Алина Александровна. Как молодому специалисту, Алине Александровне необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством (а именно: мотивация деятельности обучающихся, активизация обучающихся в обучении, формы работы с родителями), в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении электронного журнала. Приказом по школе я была назначена ее наставником.
Для структурирования всех действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого, была составлена Персонализированная программа наставничества на один учебный год.
Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления.
Задачи:
- Изучить профессиональные затруднения и потребности молодого специалиста.
- Выстроить индивидуальный маршрут, направленный на успешную адаптацию молодого специалиста.
- Сформировать комфортные условия труда для молодого специалиста.
- Разработать комплекс образовательных событий по демонстрации приобретенных компетенций, обеспечивающих повышение успеваемости обучающихся.
Этапы реализации программы наставничества
Этап 1. Подготовка и обсуждение плана наставничества.
На основании личной беседы, выяснили проблемы, которые необходимо устранить и составили совместный план работы на год.
Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста
Работа молодого специалиста на данном этапе включает следующие формы:
• самообучение (наставляемый составляет план по самообразованию)
• участие в вебинарах, семинарах, конференциях
• участие в мероприятиях, организованных в ОО
Этап 3. Совместная работа наставника с наставляемым
По мере необходимости педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к урокам.
Этап 4. Оценка деятельности наставника
Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне.
Ведется совместная работа по устранению профессиональных проблем: изучаются принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даются рекомендации и оказывается помощь в организации проведения уроков. Рассматриваются современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Педагог начальных классов: Снеткова А.С. |