Главная | Регистрация | Вход | RSS
Среда, 21.11.2018, 19:33

Добро пожаловать на сайт МОУ "ЛСОШ №2"

Меню сайта
Календарь
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2016 » Май » 30 » Отчёт о поездке в Германию 8 - 14.05.2016
09:57
Отчёт о поездке в Германию 8 - 14.05.2016

С 8 по 14 мая проходил шестой ежегодный,  семинар в Доме-Музее Ванзейской конференции. Главная цель данного семинара познакомить российских педагогов с тем, как в Германии  изучается тема Холокоста.

Наша работа началась с пешей экскурсии по Берлину. Совсем недалеко от гостиницы, в которой мы жили, находится Мемориальная церковь кайзера Вильгельма. Здание пострадало во время бомбёжек (её полностью не восстановили, но поддерживают в том состоянии, каким оно было в далёком 1945 году) и сейчас является музеем. Здесь можно увидеть статую Христа с отломанной рукой (последствие бомбёжки), сохранились фрески, изображающие коронацию Вильгельма  I. В соседнем здании, где и проходят службы, а также концерты органной музыки, вывешена картина – Сталинградская Мадонна. Немецкий врач Курт Ройбер (бывший священнослужитель, мобилизованный нацистами), находясь в окружении под Сталинградом, он тяжело переживал страдания тех, кто оказался вместе с ни. Понимая, что нужно как – то поддержать своих однополчан, он в канун Рождества 1943 года решает написать Мадонну с младенцем. Бумаги у него не было, тогда Курт взял советскую топографическую карту и углём в свободные минуты в подземном бункере рисовал вою Мадонну. Он изобразил женщину мать, которая укутывает одеялом своего ребёнка.  К Рождеству картина висела на стене бункера. Перед тем, как автор окажется в плену нашей армии, он передал с раненым командиром своим родным этот рисунок, они сохранили его, а после войны передали его в 1983 году в церковь кайзера Вильгельма. Мадонна с младенцем напоминает всем о лишениях, которые приносит война и о том, как важно сохранить мир.

 По пути в Рейхстаг, мы увидели то, что осталось от Берлинской стены, выстроенной за одну ночь в 1961 году, я даже не могла предположить, что она была такой узкой. Постояли  у Бранденбургских ворот, а затем поднялись под купол Рейхстага. Здание было построено в  XIX веке, оно сохранилось, правда, пострадавшее во время бомбёжки, было отреставрировано, и купол был сделан стеклянным, что даёт возможность сейчас использовать его, как смотровую площадку для посетителей. Сейчас в этом здании работают депутаты Бундестага. Всем хорошо известна фотография, на которой два советских солдата установили флаг на башне рейхстага, сохранились в память о  его взятии и надписи, сделанные теми, кто дошёл до Берлина.

Никого не оставил равнодушным памятник  депортированным еврейским детям  «Поезд в жизнь — поезд в смерть», которых отправляли в страны Европы. Мальчики и девочки разных возрастов испуганно смотрят на проходящих мимо них людей, ведь судьба большинства из них закончилась трагично. Мы несколько раз проходили мимо этого памятника и всегда видели живые цветы. Увидели мы и здание тюрьмы Маобит, где погиб известный советский поэт Муса Джалиль.

Следующий день мы провели в Доме Ванзейской конференции. Где 20 января 1942 года 15 представителей высокого ранга из нацистских кругов Германии подписали документ «об окончательном решении еврейского вопроса». Протокол ужасающе чётко документирует план уничтожения всех европейских евреев и активное участие немецкого государственного управления при этом геноциде.

 Содержательной была экскурсия по постоянной выставке Музея, которую провела Татьяна Маныкина. В ходе ее мы познакомились с документальными материалами, рассказывающими о положении евреев до Ванзейской конференции, о преследованиях, которыми они подвергались с 1933 года,  о депортации, о создании гетто, об убийствах. В залах экспозиции много актов из архивов, пропагандистских плакатов, показаний выживших жертв, снимки, которые документируют события Холокоста.

Лоре Клейбер представила образовательные программы для разных социальных и возрастных групп, реализуемых сотрудниками мемориальным и образовательным центром Домом Ванзейской конференции. Особый интерес вызвала методика преподавания темы, предусматривающая анализы источников, различные формы и методы работы с разными возрастными группами школьников и студентов.  Интерес вызвал воркшоп (коллективная работа) «Фотографии, как исторический источник», который провел сотрудник Музея Дома Ванзейской конференции  Маттиас Хасс.

Лектор предупредил о необходимости  осторожного подхода к этим источникам, а также порекомендовал обращать внимание  на следующее: что именно, зачем и когда запечатлено на фото, не предмет ли это пропаганды? Необходимо сопоставление фото  с другими источниками. Он выделил четыре категории, которые можно положить в основу анализа фотодокументов: пропаганда, скрытая информация, аудитория, на которую было рассчитано фото и язык, которым пользовались составители источника.

Доктор Элке Григлевски, руководитель образовательного отдела, заместитель директора Дома Ванзейской конференции,  посвятила свое занятие обращению с темой Холокоста в ГДР и ФРГ. Лектор обратила внимание на особенности сохранения исторической памяти, выделила важнейшие факторы, определившие сдвиги в сознании  различных слоев населения на разных исторических этапах. Э. Григлевски отметила,  что среди значительной части молодежи в современной Германии распространено стремление к расизму и наблюдается скрытый антисемитизм 30% населения.

Дни были заполнены не только интересными лекциями и практическими занятиями, но и экскурсиями по местам, которые напрямую связанные темой Холокоста.

Во второй половине дня мы отправились в Трептов парк. Наверное каждый из тех, кто в школе изучал историю Великой Отечественной войны, рассматривая фотографии памятника Советскому воину освободителю с девочкой на руках, мечтал, когда – нибудь побывать в этом парке. Моя мечта осуществилась.  Что меня поразило больше всего, так это то, что подходя к парку, мы услышали наши родные мелодии, громко звучали «Катюша», «Последний бой», «День Победы», а позже увидели большое количество красных флагов и флагов России. Вдоль дорожки, ведущей к самому монументу, мраморные плиты, с цитатами из речи И.В. Сталина и рельефные изображения тех, кто ковал победу над нацизмом: лётчики и танкисты, пехота и партизаны, труженики тыла. Поднимаясь по ступенькам к монументу,  мы видели поток людей, которые  шли с цветами, чтобы отдать дань уважения советским солдатам, павшим смертью храбрых при взятии Берлина.

 Каждый из нас   испытал  волнение и слезы гордости за свою героическую Отечественную  историю, посетив Трептов  парк, принять участие в Минуте молчания, и возложить цветы к подножию памятника Воина - Освободителя. В ожидании минуты молчания мы пели военные песни, к нашей группе стали подходить совершенно незнакомые люди, они не только  подпевали, но просили разрешения сфотографироваться с флагом (копия знамени Победы) который привез из Минеральных Вод один из наших коллег. Каждый из нас испытывал чувство гордости за нашу страну нашу Победу. Во время Минуты молчания, казалось, затихли даже птицы, только звук метронома и слова Роберта Рождественского звучали над парком.   

На следующий день мы побывали  в гимназии «Драй Линден» города Берлина. Директор познакомил с  историей гимназии, открытой в 1939 году, провел ознакомительную экскурсию и рассказал о системе работы школы и методике преподавания истории Холокоста. Мы увидели хорошо сохранившийся архивный том аттестатов выпускников 1939/40 гг., многие из которых погибли на фронтах Второй мировой войны.
Во время встречи с учащимися 12 класса российские преподаватели обсудили приоритеты формирования духовного облика современной немецкой молодежи. Юноши и девушки высказали мнение, что знания, полученные на уроках по истории Холокоста,  помогают им в восприятии людей других культур, в выстраивании отношений с мигрантами, что очень актуально для современной Германии. Однако они считают, что полученных на уроках знаний им недостаточно, и они готовы изучать тему Холокоста в дальнейшем.

После обеда мы отправились в   мемориальный комплекс Заксенхаузена в пригороде Берлина, который был одним из первых лагерей в системе массового уничтожения в нацистской Германии. Лагерь  был построен в 1936 году, позже здесь стало размещаться  Главное административно-хозяйственное управление СС. В этом лагере погибло более 100000 человек, потому что условия были ужасные, некоторые заключенные находились в лагере от 6 до 8 недель. Глядя на территорию лагеря, а он занимал 400 гектаров, на остатки  бараков, которые фашисты пытались сжечь перед тем, как лагерь был освобождён бойцами нашей армии, представляешь масштаб зверств фашистов. Холод бежал по спине, когда мы слушали рассказ о гибели 10 тысяч советских военнопленных, тела которых не успевали сжигать печи крематория, да и сами печи, хоть и были полуразрушены, наводили ужас. В лагере сохранился ров, в который приводили на расстрел узников. Таблички на бревенчатых стенах рва напоминают о масштабах трагедии.   Среди узников Заксенхаузена был сын Сталина  - Яков Джугашвили, генерал Дмитрий Карбышев, которого потом перевели в Маутхаузен, в одном из бараков находился и украинский националист – Степан Бандера.

Над лагерем возвышается 40 метровая стела, на которой 18 треугольников, по количеству стран, откуда привозили заключённых, а перед ней – памятник жертвам фашистского нацизма – фигуры узников.

 В германо  - российском музее «Берлин-Карлсхорст» нам рассказали как в ночь с 8 на 9 мая (0:43 по московскому времени) 1945 года генерал-фельдмаршал Кейтель, генерал-адмирал фон Фридебург и генерал-полковник Штумпф подписали Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил, означавший конец Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в Европе. От имени советского командования капитуляцию принял маршал Жуков. В этом музее сохранился кабинет Г.К. Жукова, его парадный мундир.

 Куратор выставки Ингрид Дамеров на русском языке представила участникам семинара цели, задачи, историю создания и содержание деятельности Музея Карлсхорст, иллюстрируя свою лекцию кинофильмами, экспозициями, что,  несомненно,  существенно расширило знания участников семинара по теме Холокост. В экспозиции есть и макет Берлина, который был специально сделан перед Берлинской операцией, чтобы лучше ориентироваться во время наступления, и панорама «Взятие Берлина», много вещей, фотографий, звукозаписей очевидцев событий.

В четвёртый  день стажировки  были представлены презентации  проектов и опыта работы участников семинара. Больше всего мне запомнилось выступление М.А. Добычиной из Калуги, которая работая в архиве,  собрала материал  о жизни калужского гетто и  опубликовала его в книге «Еврейское гетто города Калуги». Майя Александровна подробно рассказала о том, как шла работа над книгой, и призналась, что эта работ не завершена, так как ей хотелось бы собрать о судьбах всех, кто был в этом гетто. Никого не оставило равнодушным и выступление С. Тиханкиной из Вологды о реализации проекта «Освободители Аушвица», в котором   вместе с детьми осуществляется выявление и прослеживание судеб людей – участников освобождения Аушвица, что обеспечивает личную сопричастность участников проекта к судьбам героев. Меня тоже заинтересовал данные проект, но, к сожалению, на моё обращение, которое было опубликовано в районной газете, откликнуться тех, чьи родственники служили в 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева  и 100-й и 322-й стрелковых дивизий 106-го стрелкового корпуса,  я ответа не получила.

13 мая  занятия  проводились  в Документальном центре «Топография террора». Этот центр построен на месте бывшего здания гестапо. После войны, никто не хотел строить на этом месте, которое располагается в центре Берлина ни жилые дома, ни административные здания. Потом было принято решение построить здесь мемориальный комплекс.  Его экспозиция  содержит материал о нацистских преступлениях и самих преступниках  со времени их прихода к власти в Германии. Здесь не только хранится память о прошлом. Экспозиция показывает, что может произойти в стране, в которой полицейская власть не контролируется со стороны общества.
Экскурсию по постоянной выставке  провел Себастиан Герхард. Он представил нам музей виновников террора и факты их преступлений. Большая часть фотографий, представленных в залах, для нас была ранее неизвестна, все они  из государственного архива Германии.

Затем наша группа посетила Мемориал памяти убитым евреям. Этот монумент представляет собой поле, на котором установлено 2711 серых бетонных блоков. Все блоки разной высоты, чтобы ещё раз показать, что те, кто погиб от рук нацистов были разного возраста, разного роста, их всех объединяла только то, что  они были евреями. Блоки установлены под наклонном, проходя мимо блоков, ты теряешься, тебе становится страшно и холодно, может быть такое же чувство испытывали те, кто оказывался в руках у своих  палачей.

Нужно отметить, что в Берлине много памятников, напоминающих о трагедии евреев, и это не только напоминание, но и предупреждение всем, что подобное не должно повториться!  

Учитель истории и обществознания МОУ «ЛСОШ № 2» г.Лихославль Тверской области С.В. Зверева

Просмотров: 356 | Добавил: lihosch2 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Министерство образования и науки Российской Федерации Официальный сайт ГМУ Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерство образования Тверской области МУ Отдел образования Администрации Лихославльского района Электронный журнал/дневник
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz